Особенности альпинизма как вида спорта в СССР

Альпинизм --- восхождение на высокие горы. Так обычно объясняют
содержание термина. Но такая формулировка не дает полного представления об
этом многообразном социальном явлении. Непосредственное достижение горной
вершины - только одна из целей, которые ставит себе человек, проникая
высоко в горы и осваивая их.


На традиционный вопрос жителей равнины: "Зачем люди ходят в горы?" --
существуют десятки правдивых мнений: самоутверждение и красота, новые формы
общения и коллективного преодоления трудностей, стремление к активному
взаимодействию с природой, здоровый отдых, поиск новых впечатлений и
знаний, наконец, самые разнообразные научные и хозяйственно-прикладные
вопросы. Видимо, правильнее определить понятие альпинизм как систему
знаний, умений и навыков, позволяющих человеку успешно и безопасно жить и
работать в условиях высокогорья.


В СССР альпинизм организационно входит в систему спорта. Несомненен
оздоровительный аспект занятий альпинизмом -- все горные "стадионы"
раскинулись на свежем воздухе. Участие в походах и восхождениях требует
разносторонних знаний и физической подготовки. В соревнованиях по
альпинизму можно завоевать золотые медали чемпионов Союза. А в дополнение к
здоровью, гармоническому физическому развитию и спортивному престижу
горовосхождения помогают раскрыться лучшим чертам характера человека.

В альпинизм приходят и удерживаются в нем люди, предрасположенные к
активной жизненной позиции. Путешествия в горах способствуют укреплению
сознательно-активного отношения к жизни. Альпинизм воспитывает умение
анализировать стандартные и нестандартные ситуации, определять свое место и
роль в событиях, возводит в принцип доброжелательность в общении. Любой
коллектив альпинистов (связка, отделение, отряд, команда) действует в
переменчивых условиях -- и по настрою людей, и по характеру среды обитания.
Такая жизнь вырабатывает умение действовать разумно и четко в любых
ситуациях -- качество, нужное и самой личности, и обществу, и не только в
альпинизме. Альпинизм дает обществу бойцов, организованных, стойких,
самостоятельных, умеющих действовать в самых жестких условиях в интересах
общей цели, ощущая себя не "винтиком", а личностью. Ценно для общества и
непосредственное умение работать или вести боевые действия в специфических
условиях горного рельефа.

Одно из самых необходимых качеств альпиниста -- желание и умение
учиться. Именно учиться, а не просто тренироваться. В альпинизме
регламентированная единой программой учеба существует как непрерывно
действующий фактор, она сопровождает новичка, значкиста, разрядника,
мастера, инструктора все время, пока человек пребывает в горах или
готовится к ним.

Любое планируемое восхождение должно соответствовать знаниям и умениям
участников, но к предстоящему должен быть готов не только каждый отдельный
участник, а вся группа в целом. Конгломерат хорошо подготовленных
спортсменов не всегда образует работоспособную группу; психологический
климат, умение принять коллективное решение также должны соответствовать
условиям и сложности восхождения. Только в этом случае обеспечивается
настоящая безопасность и участники получают заслуженные "дивиденды" --
моральное удовлетворение от восхождения и документальный зачет восхождения.
Учебный процесс строится так, чтобы по завершении очередного этапа обучения
участник имел вполне определенный запас знаний и умений.

Конечно, высшие альпинистские достижения требуют огромного,
всепоглощающего труда и определенного уровня талантливости. В этом
отношении альпинизм ничем не отличается от многих других видов человеческой
деятельности. Но кроме высших достижений существуют и просто восхождения, и
в ряде маршрутов все возрастающей сложности для каждого человека есть свое
высшее достижение. А на вершины по маршрутам 1Б категории сложности может
идти практически каждый здоровый человек. Он должен лишь иметь
представление об особенностях и возможных опасностях горной природы и
вытекающих отсюда нормах и правилах поведения в горах, овладеть необходимым
минимумом технических (самых начальных) приемов передвижения и взаимной
страховки на различных видах горного рельефа.

Как видно, знать и уметь нужно не так уж и много. Но самостоятельно
освоить даже этот объем достаточно сложно. В принципе занятия альпинизмом
можно начинать либо с участия в альпиниаде, либо с поездки по профсоюзной
путевке на учебно-спортивную альпинистскую базу. Попасть в состав
альпиниады можно через организацию, ее проводящую, но предпочтение там
отдается членам соответствующих альпсекций или альпклубов. Путевки также
распределяются в секциях, поэтому рациональнее всего записаться в секцию
альпинизма (альпклуб), где занятия строятся по единой программе. Начинать
можно осенью, зимой, весной или летом. Лучший возраст для начала занятий --
от 16 до 50 лет. Существуют также детские секции спортивного скалолазания.

С момента возникновения советский альпинизм характеризуется
общественно-социальной направленностью. За годы своего существования он
Прошел большой путь от восхождений отдельных групп энтузиастов до массового
явления, пользующегося вниманием и поддержкой государства и профсоюзов.
Через систему экспедиций, альпиниад, профсоюзных альпбаз и школу
инструкторов подготовлены десятки тысяч альпинистов, внесших заметный вклад
в завоевание мирового авторитета советского спорта. Весом вклад альпинистов
в решение государственных, народнохозяйственных и научных задач, особенно
при изучении геологии гор, их энергетических ресурсов, охране горных границ
и выполнении интернационального долга, в обеспечение строительства крупных
объектов в горных местностях.

Летом 1985 г. Комитет по физической культуре и спорту при Совете
Министров СССР принял постановление "О состоянии и мерах по дальнейшему
развитию альпинизма и скалолазания в СССР". В документе отмечается огромное
воспитательное и все возрастающее прикладное значение альпинизма и
скалолазания в народнохозяйственном строительстве, подготовке допризывной и
призывной молодежи. Основной целью ставится дальнейшее развитие массового
альпинизма и обеспечение высоких спортивных результатов по альпинизму и
скалолазанию на всесоюзном и мировом уровне. Для достижения этих целей
предусмотрен ряд мероприятий, успешно выполняемых в настоящее время, в том
числе: организация круглогодичной учебно-тренировочной работы
преимущественно через созданную сеть альпклубов; укрепление
материально-технической базы путем создания новых учебно-спортивных и
спортивно-оздоровительных комплексов; принятие мер по выпуску
промышленностью альпинистской обуви, одежды, веревки, страховочного
снаряжения; подготовка и повышение квалификации тренерских и инструкторских
кадров; совместно с ДОСААФ увеличение числа занимающихся альпинизмом и
скалолазанием среди допризывной и призывной молодежи. На этой основе и
развивается альпинизм как действенное средство воспитания новых поколений
советских людей в духе коллективизма и активности. Альпинизм нужен
обществу, поэтому в стране создана единая система подготовки
горовосходителей.

Единая программа подготовки в комплексе с соответствующими
нормативно-информационными документами обеспечивает систематическую
теоретическую, физическую, тактико-техническую, психологическую подготовку
альпинистов всех квалификационных уровней, а также необходимый объем знаний
смежных научных и технических дисциплин (геоморфология, физика Земли и
атмосферы, география, физиология, материаловедение).

Каждый вид спорта имеет свои специфические особенности. Альпинизм в
этом смысле не исключение. Начнем с того, что альпинисту в его стремлении к
вершине противостоит не персонифицированный соперник из другой команды
(личность или коллектив личностей), а совокупность природных препятствий и
явлений (высота, рельеф, погода). Альпинист способен в той или иной степени
прогнозировать эти препятствия, оценивать их возможное влияние на
обстановку восхождения, но ни в коей мере не влиять на них.

В альпинизме принципиально невозможна регламентация условий
восхождения, а значит, и однозначные обязательные правила соревнований,
существующие в любом другом виде спорта. Это относится к таким понятиям,
как единство времени, места, обстановки,

Весьма сложен, а порой проблематичен объективный судейский контроль,
так как из-за протяженности альпинистских маршруте. и метеорологических
условий осуществление непрерывного и достоверного наблюдения за действиями
спортсменов (даже с по мощью оптических приборов) практически исключено.
Оперативное вмешательство судей исключается полностью, а движения судьи
вместе с командой (если таковое и предположить) коренных образом изменило
бы статус судьи, превратив его в участника восхождения (команды).

Альпинисты работают на большой высоте, и метеорологические параметры
этой среды обитания значительно отличаются от равнинных и ставят организм
человека в непривычные условия, снижают его работоспособность, нарушают
психологическое равновесие и требуют специальной адаптации.

Очевидно также, что длительность многодневных альпинистских маршрутов
при многочасовом рабочем дне (по 10-12 часов подряд, а порой и более) в
сочетании с ограниченными возможностями нормального отдыха и восстановления
и в условиях повышенной эмоциональной напряженности (возможность срыва и
его последствия) также не имеет аналога. Цена ошибки здесь очень высока.
Это уже не потеря спортивного результата, тут на карту ставится
благополучие всей группы, а порой и жизнь каждого из ее участников.

Группа альпинистов на маршруте фактически лишена любой реальной помощи
со стороны. Тренерский контроль, даже при "играющем" тренере, значительно
затруднен -- ведь тренер сам участник и равноправный член группы или
команды. Советы тренера по радиосвязи, если он остался "дома"-- внизу, не
всегда адекватны сложившейся обстановке--ведь они базируются не на его
наблюдении, а на впечатлении участников восхождения.

Чрезвычайно своеобразна и система оценки квалификации спортсменов. В
основу существующих и будущих разрядных норм по альпинизму заложен (и будет
сохраняться, пока существуют нормативы) правильный принцип накопления
личного опыта. Но в зачет на спортивный разряд идут учебные и
тренировочные, учебно-спортивные и спортивные восхождения, т. е. те,
которые необходимы по рангу соответствующего норматива.

В связи с этим просто невозможно представить легкоатлета или другого
спортсмена, любой результат которого, показанный на рядовой тренировке,
автоматически зачтется ему в спортивный разряд. Такая особенность
выполнения разрядных норм в альпинизме диктуется кратковременностью
пребывания альпиниста в горах и тем фактором, что любое восхождение,
совершенное под руководством инструктора или самостоятельно, вносит вклад в
личный "банк" знаний и опыта.

Именно поэтому все большее значение придается квалификационным уровням
подготовки альпинистов как наиболее надежному способу определения его
истинной квалификации и подготовленности к очередным ступеням спортивного
роста. В современном спорте особую значимость приобретает так называемая
зрелищная функция спортивных состязаний. Наличие видимого зрителем
спортсмена и показываемый им результат -- непременный атрибут соревнований.
В альпинизме этот элемент полностью отсутствует.

Кроме перечисленных особенностей альпинизму свойственна резко
выраженная сезонность мероприятий и тем более--соревнований. Большинство
занимающихся им в Советском Союзе живет и работает в равнинных республиках
и районах. Время общения с горами, т. е. занятий непосредственно
восхождениями на вершины, ограничивается, как правило, сроком путевки на
альпбазу (20-30 дней) и лишь в отдельных случаях (экспедиции в отдаленные
горные районы) достигает 1-2 месяцев кряду.

Среди характерных для альпинизма особенностей есть и такой
трудноопределимый вид подготовки, как морально-волевая. По ней нет пока
специальных разработок, в учебных планах ей отведено предельно мало места,
однако принятая в альпинизме система обучения и аттестации достаточно
эффективно обеспечивает либо устойчивое повышение этого вида подготовки,
либо отсев участников с недостаточным уровнем подготовленности.

В альпинизме практически всю тренерскую работу на учебно-спортивных
базах проводят инструкторы-общественники, используя для поездки в горы свой
трудовой отпуск. Перечисленные особенности в значительной мере осложняют
привлечение опыта других видов спорта для применения в альпинизме.

Конечно, следует отметить и тот факт, что условия жизни альпиниста в
горах не отличаются ни легкостью, ни физическим комфортом. В то же время
доверительность и доброжелательность человеческого общения в альпинизме,
пожалуй, выше, чем во многих других видах спорта. Перед вами не
корпоративное противопоставление, а факт очередной особенности этого вида
человеческой деятельности. Воспитание психологической культуры и доброты в
межличностных отношениях -- одна из важных задач советского альпинизма.

И, наконец, коллективное преодоление серьезных физических и
психологических препятствий во взаимодействии с прекрасной и могучей
природой гор эффективно помогает воспитанию коммунистического
мировоззрения.

Социальное значение советского альпинизма определяется соответствием
альпинистской деятельности задачам нашего социалистического общества. Здесь
на первом плане -- воспитание личности. В. И. Ленин так определил цели
коммунистического воспитания: "...переходить к воспитанию, обучению и
подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей,
которые умеют делать все..." Компоненты коммунистического воспитания
известны: формирование коммунистического мировоззрения, воспитание
умственное, физическое, идейно-политическое и нравственное, трудовое,
эстетическое в соединении с политехническим образованием. Эти части очень
тесно взаимосвязаны: альпинизм как вид человеческой деятельности причастен
почти ко всем аспектам воспитания личности.

Система подготовки в альпинизме построена так, что приобретаемые
знания, умения и навыки полностью используются в практической деятельности
в горах и на равнине. В процессе обучения интенсивно идет освоение знаний о
горной природе -- флоре, фауне, погоде, рельефе. Процесс познания горной
природы длится практически всю сознательную жизнь альпиниста, независимо от
его возраста и квалификации.

В ходе занятий альпинизмом развиваются внимание и память человека,
уточняются его представления об уровне собственного мышления и мышления
товарищей, активизируется весь процесс познания.

Физическое воспитание, подготовка к горовосхождениям и участие в них
способствуют гармоническому развитию организма, формируют умения и навыки
прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие
двигательных способностей. Большая длительность и концентрация физических
нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.

Межличностные отношения в альпинизме, фактически определяющие
спортивную этику альпинистов, развиваются прежде всего в направлении
коллективизма, реализуясь во все большем умении подчинять свое "я"
интересам команды. Альпинизм не стирает индивидуальность личности: новички,
инструкторы, мастера международного класса -- обыкновенные люди со своими
достоинствами и недостатками. Просто в процессе обучения и спортивного
совершенствования, в общении в горах такие черты, как доброжелательность,
стойкость, собранность, целеустремленность, решительность, активность,
постепенно усиливаются, а человек все яснее осознает целесообразность
использования своих хороших качеств в интересах коллектива. Открытость и
доверительность межличностного общения в альпинистских группах и командах
способствуют и умению разбираться в людях. Для инструкторов такое умение
становится профессиональной необходимостью.

Альпинист должен уметь переносить грузы, переправляться через горные
реки, организовывать бивак, отремонтировать снаряжение и экипировку (а в
случае необходимости и конструировать их), налаживать быт и досуг,
оказывать медицинскую помощь и многое другое, что ему совсем не обязательно
делать в обычных городских условиях жизни.

В альпинизме не требуется специальных занятий по трудовому воспитанию;
в силу своих особенностей альпинизм развивает техническое мышление и
воспитывает постоянную психологическую готовность к труду, напряженному и
красивому,

В мире нет ничего более прекрасного, чем сама природа и радость
общения с ней. Многообразие форм и многоцветно красок высокогорного
пейзажа, многоликость и могущество природных процессов и явлений оказывают
на человека неизгладимое, благотворное воздействие. И совсем хорошо, если
это воздействие сопереживается с другом и коллективом единомышленников.

В альпинизме разработан и освоен комплекс тактических и технических
приемов и средств, обеспечивающих успех и безопасность действий человека в
специфических и сложных условиях высокогорья. Этот комплекс знаний, умений
и технических средств, родившийся в альпинизме и скалолазании, вместе с
навыками жизни и работы в нестандартных ситуациях и на больших высотах
лежит в основе прикладного альпинизма. Альпинистское обеспечение сейчас
используется в ряде специальных работ не только высоко в горах, но и в
условиях среднегорья или даже равнин, там, где требуется работа на крутых
склонах или отвесах.

Способы и средства передвижения и доставки грузов по сложному рельефу,
значительная часть которых разработана применительно к транспортировке
пострадавшего по гребням и стенам, нашли прямое применение в работах по
обеспечению безопасности участков железных и автодорог, проходящих под
крутыми склонами гор. Многие приемы передвижения и страховки на отвесах
используются при профилактических ремонтах на монументальных сооружениях.
Противолавинная служба в горных районах работает в тесном контакте с
альпинистами. Методом проб и ошибок создавалась в альпинизме теория
высотной адаптации человека. Ее основные положения, проверенные
экспериментально (на себе) во многих экспедициях и на восхождениях, ныне
уверенно применяются при подготовке высокогорных исследовательских и
спортивных мероприятий.

Скалолазы-монтажники, лавинщики, работники диагностических служб
высотных сооружений пользуются практически тем же самым набором личного
снаряжения, что и обычные альпинисты и скалолазы. Разработанное и
испытанное в альпинизме снаряжение применяется в геологических экспедициях.

Знания и опыт, добытые альпинистами, лежат в основе горной подготовки
войск, где почти без изменений действуют методики и программы начальной
подготовки альпинистов.

Имея надежную научно-техническую основу и опираясь на достижения
спортивного альпинизма, прикладной альпинизм становится профессиональным.
Его многогранность способствует расширению сферы применения--от глубоких
пещер до высочайших в мире плато и вершин.

Принося конкретную пользу, прикладной альпинизм дополняет
теоретико-романтическую пропаганду горных путешествий практическими
мотивами, что способствует развитию массовости учебного и спортивного
альпинизма.

В прикладном альпинизме работают люди, воспитанные в альпинистских
секциях, клубах, командах, альпбазах, люди, которым свойственно
добросовестное, максималистское отношение к любой работе. Альпинизм дает
универсальных и уникальных специалистов, умеющих делать все. Эти люди
обеспечили уверенное становление прикладного альпинизма, потому что они
четко держат свою жизненную позицию--любая работа должна быть сделана с
душой и доведена до конца, а результат обязан быть добротным и красивым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий